мое творчество      на главную
О Черной Книге, Профессоре и Христианстве

 
Инголмо Аийон Ринон
Предисловие и комментарии Эльфвинэ
 
 
[ Не было вечно противостояние Света и Тьмы - ибо вечен только Эру - но когда на востоке Эндорэ с первыми лучами солнца пробудились Люди, уже не один век длилось оно. И бежали на Запад Три Племени; почему "бежали" и почему почти никому не рассказывали прозванные "Верными" о том, что оставили позади - об этом говорится в другом месте. Прошли годы - и Моргот Бауглир был выброшен за Дверь Ночи; прошли тысячелетия, сменились эпохи (сколько? кто знает...) - и появилась "Черная Книга Арды", которую, наверное, любой потомок Верных после первого прочтения с удовольствием вышвырнул бы вслед за Врагом. Но стоит сейчас сказать не о том, как больно встречать дорогие нам имена на страницах "ЧКА", а о том, что мир "Черных Хроник" - НЕ АРДА, и о том, что из этого следует.

Те, кого в Арте именуют "валар", не могли творить так, как творили Валар в Арде, ибо не Стихиями были они. И поэтому не было у них подлинной власти над веществом Арты, и многое было сокрыто от них; и более того, они не были изначально привязаны к своему миру, а поэтому могли покинуть его - по крайней мере так, как покинул его Намо (воистину, трудно представить себе, что случилось бы, если бы из Арды вдруг исчез, например, Улмо - а вместе с ним и вся вода - но стократ страшнее подумать об Арде, с которой ушел Владыка Судеб).

Также и Мелько-Эрэ не творил Арту так, как творил Арду Единый, словом своим "Эа" создавший Мир Сущий и вложивший в Ничто Негасимое Пламя, ставшее Сердцем Мира. Ибо сказано, что Мелькор "расточился", растратив часть своей природной творческой силы на создание поросли зла, не зависящей от его контроля, а еще - на получение колоссальной власти над материальным миром Арды. Это становится заметно уже после первой войны Валар и падения Утумно; и бесконечно далек падший и выброшенный через Дверь Ночи Моргот от старшего брата Манвэ, могучего валы Алкара, нетерпеливого, но мудрого творца.

Но Арта жива, и живое сердце бьется внутри нее. И не могут валар просто уничтожать неугодное им, ибо если бы могли - без колебаний уничтожили бы. Точно так же и Эрэ неспособен разрушить несомненно неудачное с его точки зрения творение, так и не ставшее миром, полностью покорным его воле. А значит - сам Эру Единый волей своей дал Мелько возможность создать мир согласно его замыслам, дабы показать, что уже не сможет Восставший в Мощи сотворить что-либо большее, чем кривое зеркало Арды: лишь Искажение сеет тот, кто внес великое Искажение в Музыку Айнур. А может быть, есть и другая роль у Арты в Замысле Единого, до времени скрытая от нас. Но каковы бы ни были его цели, не может Отец бросить своих детей - даже тех, кто по незнанию, в страхе или в гордыне отказался от него и чьи пути были искажены даже за пределами Арды. И поэтому он дал Арте то, что не мог дать ей Мелько - Бытие. И поэтому в этом странном мире есть то, на что могут уповать все хранящие в памяти своей гордое имя Детей Единого, кем бы ни были они и как бы ни были странны - и страшны - их судьбы.

Надежда Высшая.

Эстель. ]

/Во избежание недопонимания именем "Мелькор" (и только так) здесь называется только личность из Арты, а его соименник из Арды именуется "Эрэ, Моргот, Алкар, Мэлеко, Мелько"./
 

Сказано, что Валар извергли Мелько за грань мира, и там во тьме копит он силы для последующей Последней битвы... Это так. Рассказ же о том, как делает он это, есть - и он... в Черной Книге, всем столь известной. Вот цепочка, приведшая к подобному утверждению. Судите сами...

"Никто не знает, откуда он пришел, кто он..." (1) - да, никто в Арте не знает, если предположить, что он пришел, будучи изгнан из Арды... "И почему пожелал создать мир, покорный его воле..." Враг всегда мечтал стать подобным Эру - и он использовал появившуюся (по его мнению) возможность... и он создает мир. Но, поскольку он утерял возможность творить новое ( не творить вообще, что-нибудь, эта-то власть у него была и она была огромна - власть над физической материей, а творить принципиально новое) ибо это могут лишь непадшие Айнур, он лишь исказил то, что видел и помнил:"...возжелал создать мир, покорный его воле, отгороженный от иных миров..."(1)

Желал Мелько, чтобы ему подчинялись так, как, по его мнению, в Арде Валар, эльдар и Атани "подчинялись" Эру. Что он видел? Послушание, веру, верность... Любовь. Но он не понимал Любви, давно забыл (или желал забыть - что еще хуже) времена, когда знал ее и понимал, и потому создал - рабство. "И будет этот мир знать лишь то, что я - Творец и Господин его" (1) - как напоминают эти слова то самое "Этот мир - мой! Я объявляю его своим!" (3)... "Желал он подчинить своей воле и Эльфов, и Людей (и Валар - А.Р.), ибо зависть вызывали в нем те дары, которыми Илуватар обещал наделить их, и пожелал он иметь покорных слуг, и зваться Владыкой, и быть господином над волей других..."(3) - разве эти слова из Сильмариллиона не об Эрэ Арты? Разве не зависть испытывает Эрэ к своим противникам?

Каков Творец, таков и мир - по внешнему устройству подобный Арде, но с полностью искаженной внутренней сутью(2)(*) За примерами - в конец текста. В особенности - враг, которого побеждают, но (в противоположность Арде) подло. Ведь Моргот несомненно сильнее Валар Арды материально, но гораздо слабее духовно, и к тому же неправ (опять - про Эрэ!); а поскольку победа в конечном счете зависит вовсе не от материалной силы и вообще "правда восторжествует", постольку и Моргот-Эрэ будет побежден. "И увидел Эру, что Крылатый победит в этой борьбе, что велика сила его..."(1)

В Арте Моргот-Эрэ получил, как ему казалось, все, что хотел - в том числе врага, которого можно унизить и "победить". Мелькор из Арты видит если и не всю истину, то ее часть (опять - противоположность Арде, где Моргот сознательно закрывает глаза на истину, пытаясь убедить себя в сначала в том, что Творец не всесилен, а потом - в том, что Его вообще нет). Наконец, вспомните, какова изначальная стихия Моргота? По Профессору - огонь(3). Открываем ЧК: "Да, я знаю, я понял: Эрэ - Пламя!"...

И Свет и Тьма, созданные Единым, изначально - добро, в равной степени. И Моргот (тогда еще Мэлеко) вначале очень долго пытался подчинить себе Свет, но у него это не вышло, и он обратился к Тьме, подчинил ее себе и использовал во зло (Х). Но во зло можно использовать почти все, что угодно... ( Поэтому неправы те, кто говорит: Тьма - зло. Скорее, нужно говорить: зло - тьма, в смысле "слепота, невидение, беспросветность, помрачение". Точно так же нельзя говорить: Свет - зло, скорее: зло - ложная яркость, блестящесть, слепящее сияние...) Поэтому Валар Арды - добро, и светлые, и темные (я не имею в виду Моргота; прозвание Намо - "Моримандо", т.е. "Темный Дух", имя Ниэнны - "Фуи"- "Мрачная" /кв./); а Моргот, хоть и сам не зло (Х), но творит зло. В Арте же - наоборот: Эрэ и Валар сами не зло, но несомненно творят его... и то, что они называют себя светлыми, ничего не значит - подлинные Свет и Тьма тут совершенно не при чем.

Вот что навело на мысли о том, что "Эру" Арты есть изгнанный из Арды Моргот.(**) /+/ Да, Мелькор в Арте в конце концов победит. Потому что Мэлеко Арды, Моргот, тот, кто назвал себя в Арте именем Эру, в конце концов будет побежден, и воцарятся мир и радость. И мне думается, что Тот, Кого мы называем Отец, Творец, Господь, Единый, в Арте известен под именем... Эа.(***)

И еще несколько замечаний. Как ни пытается Эрэ, он не может совершенно отделить Арту от Эа, и тогда понятно, какую именно Музыку слышит Мелькор - Песнь Мироздания, Музыку Сотворения, что от начала и вечно звучит в Эа, но слышать ее дано не многим... ту, что пытается забыть Эрэ, но не может (1)...

"Он стал песнью миров, он летел..."(1) - должно быть, тех, о которых сказано: "иные бесчисленные миры, в трудились Айнур, творившие Музыку, и о которых даже Валар ничего не знают" (Х); и о которых говорит эльфийское понятие "Ойенкармэ Эруо" - "Вечнотворение Единого".

"Или он тоже - Лишенный Имени?" (1) - да, пожалуй, это одно из лучших определений Моргота-Эрэ, бывшего Алкара. "Как же так? Разве не радость - вспомнить свое имя? Или Илуватар хотел забыть его? Но почему?"...Должно быть, Мэлеко-Эрэ и сам почти поверил, что он - Илуватар. Он очень хотел поверить. И ненавидел всякого, кто напоминал ему о том, что он не Всеотец.

Что же до языков - Мелькор слышал и использовал тот язык, который казался ему более истинным... его дело. Каждый волен говорить на своем языке. Кстати, он был во многом прав - мир, созданный Эрэ, не должен бы называться на языке Арды, и сам этот язык не должен бы там использоваться - ибо все имена и названия являются именами и названиями совсем иных мест и личностей...

Откуда же живущие в Арте? Ибо хотя у Моргота и могло хватить сил создать мир "под себя", то души он сотворить не может! Но...

В "Атрабэт Финрод ах Андрет" говорится о том, что на заре своего существования люди дали присягу приходившему к ним Морготу. Он обманул их, сказав, что он есть творец и владыка мира; и они поклялись служить ему: "Ты - наш Владыка и тебе одному мы будем служить... ты - единственный великий, и мы - твои..."(4) И клятва эта не отменилась и не исчезла после изгнания Моргота за Грань Мира - она была дана навеки, и немногие могли пересилить ее. Просто пока Враг был в мире, он влиял на людей непосредственно, а когда он из мира исчез, то и попадать в его власть люди стали уходя из мира - т.е. после смерти. И обладая этой властью, Моргот может искажать пути людей после смерти и направлять их в "свой" мир. Именно поэтому все в Арте люди - просто дурные или хорошие: "эльфы" - души людей в эльфоподобных телах, люди - люди и есть, Майар и Валар - просто люди, обладающие большой силой и большой властью, полученной от "Эру" - Моргота... И психология у них - людская. Потому сходны с Ар-Фаразоном Арды и Валар, и Майар, и большинство Эльфов Арты - это люди, пытающиеся не быть людьми... И мудры те, кто осознает, что они все-таки Люди... и непросто дается это осознание. Моргот-Эрэ не любит истины, ибо "Познайте истину, и истина сделает вас свободными"(П)... свобода же - дар Единого, который пытается отнять Эрэ. (****)

Спасти же людей от этой клятвы может только человек. Спрашивается, почему не Илуватар, почему Он не может освободить от этой ужасной участи хотя бы Верных - Своей волей? Ответ: потому что Он не нарушает Своих собственных законов. Клятва - это клятва. И поэтому Финрод и надеется, что Эру когда-нибудь сойдет в Арду в образе смертного человека...(4)/Если продолжить: и одной Своей смертью этот человек разрушит древнюю клятву - ибо Он выше всяких клятв, выше всех, и Моргот не обладает властью над Ним... Тогда умрет первый человек, не попавший после смерти под власть Врага, и проложит путь вне этой власти... вам это ничего не напоминает?

"Ад огорчился, встретив Тебя в преисподней,- он огорчился, ибо потерпел поражение, огорчился, ибо потерпел посмеяние: взял персть, а нашел Бога, взял землю, а нашел Небо, взял то, что видел, а нашел то, чего не видел... Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?..."(5) Профессор был христианином.

И Берен, вернувшийся в мир живых, был первым предвестником будущего Освобождения. Потому и песнь о его и Лутиэн деяниях называется "Lay of Leithian" - "Освобождение от оков" - он сумел любовью разбить оковы Клятвы.
 


Комментарии

(*) Следует также отметить "вторичность" Арты, но не то, что имеется в виду в (2), а вторичность по отношению уже не к нашему миру, а к миру Толкина, и дело даже не в том, что "Черная книга" совершенно непредставима без "Сильмариллиона". Таким и должен быть искаженный мир - в нем нет ничего принципиально нового, но лишь искажено, преувеличено или преуменьшено уже существующее, либо - если не хватает сил что-либо переделать по-своему - помещено в искаженное окружение, дабы также невольно служить общему Искажению. Последний вариант даже более удобен, ведь известно, что наиболее действенна та ложь, которая щедро сдобрена правдой - и таковым всегда было любимое оружие Врага. И разве тот, кто сказал: "Неправда, что..." - сказал что-то новое?

/+/ И еще одно, кстати, обьединяет Эрэ и Мэлеко - огромные силы вначале и постепенное уменьшение их в дальнейшем - читайте внимательней ЧКА и Сильмариллион...

(**) И еще раз стоит отметить: есть ДВА РАЗНЫХ МИРА, имеющих РАЗНЫЕ судьбы и РАЗНЫЕ, хотя и созвучные, имена - Арда и Арта. И "ЧКА" - история Арты, а не "взгляд с другой стороны" и не "слово побежденных". Просто положите перед собой Ниэннах и Профессора, полистайте внимательно - и увидите явные несовпадения и противоречия, причем в самих фактах, а не в их оценках. С волколаком или с орком дрался Финрод в темнице на Тол-Сирионе? и какова все-таки судьба его отряда? Орки или люди убили Гэльмира на глазах у его брата? Как и когда над Артой впервые взошло солнце? И портреты сторонников Тьмы вдруг оказываются с явными изъянами... опять же - если не отмахиваться от Толкина. Дагор Браголлах (и предшествовавшая ей вылазка Глаурунга, а также дальнейшее поведение последнего, в частности, осквернение прекрасного и ни в чем, вроде бы, не повинного озера; в "Черной Книге" об этом как-то умолчали), уже упоминавшееся зверское убийство Гэльмира, странные отношения Гортхауэра и Курумо в третью эпоху - все это говорит отнюдь не в пользу Моргота и его ближайшего окружения.

Прочтите "ЧКА" еще раз - и наверняка найдете еще несколько подобных сюжетов. И тогда вам придется выбирать между двумя утверждениями. Либо "Профессор был неправ" не только в оценках и суждениях, но и в фактах, а на самом деле "все было по-другому". А это означает, что вы вольны перекраивать всю историю Арды так, как вам удобнее (и это при очевидной вторичности "темной" философии по отношению к профессорской, о чем уже сказано); тогда Светлым останется только недоуменно пожать плечами, вздохнуть и удалиться, ибо аргументированный спор окончательно станет бессмысленным. Либо... смотри начало комментария.

(***) Возможно; однако более вероятно, что "Эа" Арты - иные миры, созданные Единым после творения Арды (если за гранью нашего мира вообще применимо слово "после") и даже в малой степени не подвластные (и/или неизвестные) Мэлько. Также возможно, что "Эа" - чертоги Эру и Айнур вне Арды.

(****) В связи с этим интересно было бы провести исследование на тему "кто есть кто в Арте". Кем могли бы быть в Арде описанные в "ЧКА" Манвэ, Саурон, Берен и Лутиэн? И, конечно, интереснее всего было бы узнать, как звали Мелькора в мире Толкина. Кажется вероятным одно - это был человек, которого Моргот ненавидел более других. Воистину смертельную ненависть испытывал Враг к тем, кто изгнал его из Арды, и к самой Арде, которая так и не стала его королевством. Кто был первым призван на Арту, когда сила этой ненависти сплелась с силой клятвы - неизвестно. Однако становится понятна ошибка Эрэ, которой в "Черной Книге" объясняется отличие Мелькора от прочих валар. Ненависть взяла верх над осторожностью - и в результате Мелькором стал некто достаточно могучий духом, чтобы несмотря на клятву противостоять Морготу, чтобы "видеть звезды", то есть видеть, что Арта - часть Эа, насильственно отгороженная от него, и что не Эрэ сотворил Эа. А, может быть, на первый, самый страшный призыв Врага откликнулся кто-то не связанный клятвой - не человек или не совсем человек? Нет ответа, и молчат те, кто мог бы дать его; лишь догадки можем строить мы, и по-прежнему сокрыты от нас пути уходящих за Грань Мира...


Литература:

1 - Ниэннах, Иллет "Черная книга Арды"
2 - А. Хромова "О невозможности плюрализма во вторичных
мирах"
3 - Джон Р.Р. Толкин "Сильмариллион"
4 - Джон Р.Р. Толкин" Атрабет Финрод ах Андрет"
5 - Иоанн Златоуст "Слово на Пасху"
(Х)- Джон Р.Р. Толкин "History of Middle-Earth", 10 том, "О Солнце и Луне"
(П)- Апостол Павел
 


ПРИЛОЖЕНИЕ

Фактические расхождения между Артой и Ардой (по ЧКА и Профессору)

1. "Это радость - слышать, как... ...Аулэ." - это еще до создания Музыки даже... те имена, которые здесь "выражают суть", в Арде являются прозвищами (эпэссэ кв.), данными Стихиям Эльдар. Говорится о том, что Валар имеют собственные имена, но они не открыли их Эльдар (скорее всего по причине неудобопроизносимости - даже эльдарское прозвание старшего из них - Манвэ - звучит на Валарине как "Манавэн'ууз"). (JRRT "О языках")

2. "ТАК ЗАПИСАНО В ХРОНИКАХ ВЕРНЫХ... ...делали." - простите, но это смесь Евангелия от Иоанна, Сильмариллиона и первой книги Библии - Бытия. Нигде у Профессора нет и не может быть ничего подобного! Нигде в Арде нет никаких подобных хроник! Раз уж на то пошло, сказано, что "неисчислимые века прошли", пока создавался облик Арды... А смешивать Сильмариллион и Библию в один текст на том основании, что Профессор христианин, равносильно подмешиванию красок в еду человеку, который очень любит борщ, на том основании, что он художник.

3. "Этого не было в Замысле"(стр.34) - в Арде известно, что всех Своих замыслов Илуватар не открыл никому, и что нет темы вне Его... вне Его только диссонанс, не тема... потому вне Его можно только разрушать, но не создавать.

4. "...ты - враг, безжалостное слепое зло!"(стр.42) - "Сам он не зло, зло лишь его поступки или их последствия... Вначале он даже желал добра, но ошибся и не понял этого."

5. "... - Подобно... ...его."(стр.44) - В Арде Майар - такие же духи, как и Валар, тоже Творившие Музыку в начале и пришедшие в Арду вместе с ними... просто они во многом гораздо менее сильны и менее мудры, и их с некоторой натяжкой можно назвать учениками Валар. Скорее - ученики и сотрудники, но никак не создания... "Валар не могут создавать подобных себе...", история с Аулэ была исключением, подтверждающим правило. Профессор предполагал некогда, что Майар - дети Валар (именно дети, от брака), но впоследствии от этой мысли отказался (и правильно сделал! - А.Р.).

6. "Аулендил, слуга Аулэ"(с.45) - о том, что до прихода Эльдар Валар не могли разговаривать на эльдарском языке, Квэниа, я уже сказал. А так... слово "Аулендиль" имеет в себе два корня : "Аулэ", имя Вала, и "nildo", друг, любящий, которое в именах превращается в "-ндиль". Таким образом, слово "Аулендиль" обозначает "друг Аулэ, любящий Аулэ", но никак не слуга. Есть еще окончание "-ндур", обозначающий "верный, преданный" - но опять же не "слуга".
 
 


мое творчество      на главную