галерея      на главную
Рисунки Валар
предисловие Ринона

Валар
Валар

Величайших среди духов Арды эльфы называют Валар, Стихиями Арды, - люди часто звали их богами. Владык Валар семь; и Владычиц Валиэр также семь. Вот как звались они на языке эльфов Валинора - ибо эльфы Срединных Земель звали их иначе, а люди дали им свои, очеловеченные имена. Владыки звались (в надлежащем порядке): Манве, Улмо, Ауле, Ороме, Мандос, Лориэн и Тулкас; а Владычицы именовались: Варда, Йаванна, Ниэнна, Эсте, Вайре, Вана и Несса. 

Джон Р.Р. Толкин. "Сильмариллион"

 

Валиэр
Валиэр

Не секрет, что Профессор Толкин, раскрывший перед нами удивительный мир Средиземья, считал свои книги христианскими. И не только он! Московская художница Елена Борисовна Чугунова, знающая и любящая мир Арды, в своих работах на тему "Сильмариллиона" выразила свое понимание этого мира, как глубоко христианского по духу. На картинах Елены Борисовны образы Валар представлены именно как осмысленные в духе учения Церкви об Ангелах.

Библия рассказывает, что прежде, чем сотворить человека, Господь сотворил Ангелов; они по воле Его принимают участие в делах Земли, как хранители, защитники... вестники Божии. Само слово "Ангел" в переводе с греческого обозначает "вестник". Как повествует Сильмариллион, Валар - это посланники Единого в мир, те, кто по Его воле и своему добровольному выбору связал свою судьбу с судьбой мира, Арды. Валар относятся к числу Айнур, "святых", тех духов, которых сотворил Единый еще прежде мира. Валар, как объяснял сам Толкин, это Ангелические духи, выполняющие волю Единого и способствующие исполнению Его Замысла.

В иконописной традиции нимб обозначает святость, увенчанность венцом света; тонкие золотые и серебряные линии - ассист - обозначают сияние Славы Божией. Это не иконы в собственном смысле слова, а символические изображения, выполненные с применением некоторых традиционных иконописных приемов, в согласии с творческим, поэтическим вдохновением художницы. И конечно же, это подчеркивает мысли автора. Так же Елена Борисовна черпала вдохновение и в различных национальных изобразительных традициях - например, в египетской и в греческой…

На картинах перед нами предстают прекрасные и могущественные духи, не воплощенные, но облеченные каждый, как в одежду, в тот образ плоти, который ближе его духу. Они изображены в окружении вверенной каждому из них части мира - именно вверенной их заботе и попечению, ибо держится все "рукою Илуватара" ("Сильмариллион"). Весь мир наполнен Его Волей, "Негасимым Пламенем" Его любви. До самой малейшей частицы весь пронизан божественными энергиями, как говорят об этом многие святые отцы Церкви (например, св. митрополит Филарет (Дроздов) говорил, что если бы взор наш был чист и не замутнен грехом, мы видели бы сияние славы Божией и Его энергии вокруг буквально каждого предмета...) Именно это изобразила Елена Борисовна, наполнив, пронизав свои символические картины множеством серебряных и золотых линий, словно охватив их сияющей сетью - как мир охвачен сиянием Господня Промысла и пронизан Его силой (как говорится в молитве: "Царь Небесный... везде сущий и все наполняющий,... жизни Податель").

Такими увидела и символически изобразила Елена Борисовна Валар - как святых, Ангелов Господних и попечителей мира в сиянии Божией Воли и Силы - в полном согласии с мыслями о Валар самого профессора Толкина; в чем нетрудно убедиться, прочитав его труды.


На данных страничках использованы цитаты из книги "Сильмариллион" в переводе Н. Эстель (местами слегка отредактированном).


галерея      на главную